+7 (499) 39-444-87
пн-вс: 9-00 до 21-00
М. Шаболовская, Малый Калужский пер., д. 15, стр. 11
Посмотреть на карте

Что такое реверберация и ревербератор?

12 декабря, 2021
 Содержание 
В аудиозаписи реверберация придает чувство глубины пространства. Источник звуков с более выраженным эффектом реверберации субъективно ощущается расположенным в отдалении от слушателя. В данной статье мы подробно рассмотрим природу реверберации, типы, практику её применения, параметры и разберем ряд ошибок начинающих саундпродюсеров при работе с реверберацией.

Что такое реверберация?

Реверберацией в музыке называют акустический эффект, который возникает при отражении волн звука от поверхности помещения, следствием чего становится еще большее число отражений. Человек на слух не сможет распознать в отдельности каждое колебание – интервал между отражениями звука слишком короток, поэтому мы воспринимаем весь звук вместе.

Корреляция проста: чем больше помещение, тем сильнее реверберация, вплоть до того, что человек продолжает слышать отзвуки после затухания самого источника. Реверберация как эффект носит естественный характер, но посредством сторонних инструментов реверберация поддается регулированию.

При реверберации первое, что слышит человек – сам сигнал, источник звука, после него следуют первичные отражения от «границ» комнаты, менее интенсивные, чем сам сигнал. За ними идут вторичные, третичные и т.д. отражения, чья интенсивность с каждым разом снижается. Главный признак первичных отражения заключается в том, что они отстают от исходного звука не более чем на 60 миллисекунд. Если отражение отстает от исходного сигнала более чем на 100 миллисекунд, мы начинаем слышать эхо.

Может возникнуть вопрос, в чем же тогда разница между эффектами эхо и реверберацией? Она заключается во времени: эффект реверберации мы слышим практически сразу же, эффект же эхо наступает по окончании действия исходного сигнала.

С точки зрения физики, и тот и другой эффекты имеют одну и ту же природу – отражение от поверхностей, регулируемое размерами комнаты, звукопроводящими качествами поверхностей и т.д., но в музыке реверберация придаёт дополнительный объём звуку, эхо же как бы «прилипает» к ушам слушателям, создавая эффект удаления звука.

Длительность ревера зависит от размеров помещения и поглощающей способности поверхностей. Исходя из длительности, мы можем сделать вывод о размере помещения и его акустике. Так же стоит понимать, что высокие частоты затухают быстрее низких, поэтому реверберация часто делает звук мягче и глуше.

Немного углубимся в науку, возьмем информацию из Википедии:

Условно принятое время реверберации — время, за которое уровень звука уменьшается на 60 децибел.

Для вычисления времени реверберации используют формулы:

  1. T = 0,16V / A (формула Сэбина)
  2. T = 0,16V / S ln(1 – a) (формула Эйринга);
  3. T = 0,16V / S ln(1 – a) + kV (обобщённая формула), где

V – объем помещения,

А – общее звукопоглощение, а – коэффициент звукопоглощения,

S – площадь помещения,

K – коэффициент поглощения в воздухе.

Расчёт времени реверберации можно рассчитывать по специальным калькулятором , находящимся в свободном доступе в интернете.

Практика использования реверберации

Собственно, в цель реверберации?

  • Во-первых, она позволяет создать необходимый объём, в случае нехватки такового. Например, если саундпродюсер при обработке вокала необходимо достичь такого эффекта, словно бы певец находится в концертном зале, он прибегнет к помощи реверберации.
  • Точно так же, используя современные ревербераторы, можно внести в вокал или инструмент мягкость и теплоту путем ревера низких частот.
  • Мы также можем создавать эффект приближения или удаления звука, что часто применяется в кино, а если мы реверберируем шепот, то достигнем зловещего, готического эффекта.

Таким образом, цель реверберации – подчеркивание художественной выразительности музыки. Ревер может быть твоим другом, но может стать и твоим врагом – при неправильном применении реверберации обрабатываемый звук может «утопить» все остальные, превратив микс в неразборчивую мешанину.

Рекламная пауза: Stereoschool – школы электронной музыки и студии звукозаписи предоставляет курс звукорежиссуры в Москве. Вы узнаете все не только о VST, но также определитесь с выбором и научитесь ими пользоваться. Пройдите бесплатный пробный урок.

Бесплатный урок

Типы реверберации

Выделяют несколько основных типов реверберации. Начнем с основы основ – комната.

Комнатная реверберация

Эффект комнатной реверберации, который мы встречаем в обычной жизни, нам всем хорошо знаком. Это приятный эффект в меру расширенного и мягкого звука.

В современных цифровых ревербераторах комната может с легкостью изменить свои характеристики – можно менять её размер, количество стен. Звук, отраженный от комнат с измененными характеристиками, принимает необычную окраску за счёт необычной модальной интерференции, flutter-отражений и резонансов, что позволяет достичь именно того эффекта, который вы хотите слышать от комнаты.

Второй тип реверберации – концертный зал

При такой реверберации звук становится более равномерен, идеально подходит к оркестровым партиям. Если же сделать упор на низкий частоты, то мы получим пафосный, пышный звук, свойственный классической музыке.

Следующий тип – камерные ревербераторы

Они напоминают залы своей шириной, но при этом лишены определенной доли размытости. Этот тип ревера характерен для рока 60-ых, потому как владельцы студий организовывали запись этой реверберации в ванных, на лестничных площадках и в коридорах. Этот тип идеально подойдёт для реверберации голоса и струнных инструментов.

Plate Reverb, он же пластинчатая реверберация

Изначально этот тип реверберации предполагал наличие в студии звукозаписи металлического листа со звукоснимателями. При такой реверберации звука выделяются высокие частоты за счёт металлического отзвука и повышенной скорости распространения звука в металле. Это позволяет уместить много отражений в короткий промежуток времени, тем самым достигнув равномерности реверберации.

Plate Reverb, или пластинчатый ревербератор

Пружинные ревербераторы

Пружинные ревербераторы по механике действия похожи на plate, но вместо пластин здесь, как уже стало понятно, пружины. При такой реверберации мы получаем длинный колеблющийся хвост, придающий большую окраску верхним частотам. Этот тип ревера завоевал рок 70-ых и впоследствии органично вписался в металл. Эта неувядающая классика всегда будет к месту, если вы реверберируете эмулированную или записанную гитару.


Классический пружинный ревербератор

Gated Reverb

  • Gated Reverb – популярных в 80-ых годах тип реверберации, характерен коротким хвостом и небольшим эхо, делая звук как бы мощнее. Особенно часто применялся (и применяется поныне) при обработке ударных партий.
  • Так же существует такой цифровой тип реверберации, как нелинейный или non-linear. Все перечисленные выше типы реверберации имеют линейную структуру, то есть ясно выраженную атаку и равномерно спадающий decay, нелинейная же реверберация может искажаться как угодно саундпродюсеру. Например, можно вовсе лишить инструмент атаки, или полностью обрезать ему хвост. Этот тип ревера может позволить создать очень интересные приемы, которые гарантированно разнообразят вашу музыку.

Ambience Reverb

Нельзя не упомянуть и о Ambience Reverb, чаще всего используемом в эмбиентной музыке. У такого типа ревера очень широкий диапазон времени и длинный хвост. Современные цифровые ревербераторы могут «захватывать» звук, из чего можно получить оригинальные звуковые пэды. Если добавлять немного такой реверберации в голос, мы получим интересный эффект, словно бы человек поёт в открытой местности.

Параметры реверберации

К этому моменту у вас уже должно быть общее понимание, что такое реверберация и что представляют из себя различные её типы. Но зачем же нам теория без практики?

Предлагаю разобрать схему работу ревера на примере горячо мною любимого ревербератора Valhalla Vintage Verb . Этот VST-плагин так же прост, как и функционален. В нем присутствуют три подменю, а именно:

  • Presets (там содержатся различные уже готовые пресеты на любой вкус),
  • Color Mode (меняет цвет ревербератора, на звук влияния не оказывает) и
  • Mode (основы пресетов, исходя из них вы можете составлять свои собственные пресеты).

Меню плагина Valhalla

Перейдем к разбору параметров.

  • Predelay – временной интервал от начального сигнала до первичных отражений, де-факто имитирует размер помещения;
  • Mix – регулятор соотношения чистого и обработанного сигналов, если говорить совсем просто: больше Mix – больше накрученного вами ревера, меньше Mix – меньше ревера;
  • Decay – регулирует время затухания хвоста, диапазон от 0.20 до 70 секунд.
  • Далее идет меню Damping, он же демпфирование – отвечает за погашение частот. В природе высокие звуки затухают быстрее низких, с помощью этого меню мы можем имитировать этот «естественный порядок вещей», а можем наоборот, накрутить «космический», неестественный ревер.
  • High Freq и Bass Freq отвечают за погашение частот до определенного числа в Hz, другими словами, делает их реже;
  • High Shelf – гасит частоты в диапазоне от 0 до 24 децибел, дополняя собой High Freq и делая верх тише.
  • Bass Mult – коэффициент времени затухания низкочастотных отражений, соотносится с параметром Decay, диапазон от 0.25 до 4X, где X – знак умножения.
  • Далее следует меню Shape – форма, включает в себя два параметра:
  • Size – размер помещения, от 0 до 100, выбираем на свой вкус;
  • Attack – атака, представляет из себя длительность периода активных отражений, диапазон так же от 0 до 100.
  • Меню Diffusion – отвечает за «расплывчатость» нашего ревера, за интенсивность первичных и более поздних отражений, что и отражено в названии параметров: Early (ранние, первичные) и Late (более поздние).
  • Меню Mod, с двумя параметрами Rate и Depth, соответственно отвечающими за скорость и ширину модуляции, то есть за смещение реверберации в частотном диапазоне. Добавляет дополнительной глубины звука, но важно не перестараться, иначе итоговое звучание получит неприятную размытость.
  • Меню Eq – эквализация, срезает верх и низ в частотном диапазоне, дабы лишние, не нужные нам частоты не подвергались реверберации.

Ошибки при использовании реверберации

Тонкость использования реверберации подразумевает под собой возможность ошибок при её применении. Превратить микс в кашу, или наоборот, лишить его пространства и атмосферы путем неправильного применения ревера проще, чем кажется. Здесь мы перечислим ряд основных ошибок, которые следует избегать всегда и везде.

Ошибка №1: грязь при использовании Decay

Decay – один из главных параметров реверберации. Большинство начинающих саундпродюсеров любят, когда инструмент, ударная партия или вокал как бы плавно растворяется и исчезает, здесь нам на помощь и приходит параметр Decay. Но у такой замечательной вещи есть и оборотная сторона – чрезмерная длительность.

Главная проблема заключается в том, что хвост ревера одного инструмента не успевает затихнуть, в то время как тот же инструмент (или другой, но располагающийся в том же частотном диапазоне) уже испытывает действие ревербератора. Вследствие этого частоты пересекаются и формируются неприятные резонансы, режущие слух, а так же приходит пора того самого «мыла», когда инструмент топит другие и не дает им звучать, но при этом и сам лишен отчетливого звучания.

Мы попросту теряем грув трека. Decay должен быть настроен так, чтобы не сливаться с остальными звуками, органично встраиваться в ритм. В первую очередь ориентируйтесь на свой слух – вам самим должен нравиться итоговый продукт.

Ошибка №2: неправильная эквализация

Вторая часто встречающаяся ошибка – неправильная эквализация. Во-первых, если на канале есть и эквалайзер, и ревербератор, то реверу следует идти позже эквалайзера. В самом VST у вас уже имеется встроенный эквалайзер. Обязательно срежьте им лишние низа и верха инструмента, дабы это не загрязнило микс и не создало лишних резонансов.

Многие начинающие музыканты, считая ревер слишком сложным для себя эффектом, стараются его избегать либо применять один и тот же, «беспроигрышный вариант». Очевидно, что это совершенно неверная позиция. Использование одних и тех же настроек при таком богатстве эффекта, количестве VST, разнообразии типов реверберации очень ограничивают музыканта.

В хорошей композиции можно встретить множество разных типов реверберации – ударные могут быть склеены комнатной обработкой, лид-мелодии звучать широко и с длинным хвостом, а на пэдах – атмосферная эмбиентная реверберация, это и есть грамотное применение ревера.

Заключение

Хочется сказать, что при всей своей кажущейся сложности, реверберация есть интуитивно понятный эффект. Чтобы правильно настроить ревер, задайте себе вопрос: что вы хотите услышать от отдельного инструмента и от микса, ответ на этот вопрос поможет вам в настройке реверба.

Ждем вас на наших занятиях. Подарок каждому студенту – журнал о music production “Future Music”

Журнал о музыке Future Stereo

Лучшие ревербераторы VSTSacral Reason, Katarina Fes – Somewhere Before

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *