+7 (499) 39-444-87
пн-вс: 9-00 до 21-00
М. Шаболовская, Малый Калужский переулок, д. 15, стр. 11
Посмотреть на карте

Использование эквалайзера при мастеринге: узнайте хитрости профессионалов!

Сентябрь 06, 2019

Наталия Карпова, преподаватель stereoschool.ru, сделала перевод статьи с известного сайта для музыкантов musicradar.com. Данная статья переведена на русский язык впервые.


Эквализация микса — важнейший этап мастеринга и эффективное умение пользоваться эквалайзером — что-то вроде искусства. Однако это не значит, что этому умению невозможно научиться — давайте же приступим к разбору.

За девять шагов нашего пошагового руководства, приведенного ниже, мы познакомим вас с целым рядом проверенных методов для корректного формирования спектрального баланса вашего мастер-трека с помощью эквалайзера, что сделает финальный мастеринг превосходным. 

Мы используем Pro-Q 2 от FabFilter для демонстрационных целей, но подойдет и любой другой плагин – даже тот, который встроен в вашу DAW.

Шаг 1: Режем low mids

Избыток энергии в области нижней середины (low mids) – одна из наиболее распространенных проблем. Если ваш микс звучит мутно, выберите именно эту область. Иногда достаточно понизить уровень всего на 1 дБ или меньше, чтобы открыть микс и сделать низкие частоты более отчётливыми, а верхние — более ясными.

Избыток энергии в области нижней середины

Шаг 2: Смотрим 800 Гц – 1 кГц

Если ваш микс звучит, словно «в нос», попробуйте понизить уровень в области 800 Гц – 1 кГц. Опять же, сделайте это довольно тонко: то же понижение на 2 дБ – это слишком много в контексте мастеринга.

Попробуйте понизить уровень в области 800 Гц - 1 кГц

Шаг 3: Режем high mids

Эквализация диапазона верхней середины (high mids) – отличный способ уменьшить резкость и избежать грязного, неприятного звучания микса на высокой громкости. Если вы обнаружите, что приглушение резкости приводит к унылому и безжизненному звучанию, вы можете попытаться усилить верхние частоты с помощью high-shelve (высокочастотный полочный эквалайзер), чтобы компенсировать вырез в области верхней середины.

Эквализация диапазона верхней середины

Шаг 4: Что там в области 20 Гц или ниже?

Если в вашем миксе много энергии в области 20 Гц или ниже, вам понадобится фильтр верхних частот. Немногие мониторы способны отыгрывать столь низкие частоты, поэтому лучше всего о них судить с помощью анализатора спектра. Чтобы избежать влияние фильтра на слышимый диапазон, используйте крутизну спада в 18 или 24 дБ/октаву, однако, меньшая крутизна спада позволяет звучать саббасовым частотам более натурально.

Используйте крутизну спада в 18 или 24 дБ/октаву

Шаг 5: Эффект типа «инь и янь»

Иногда необходимо уменьшить энергию как в низких частотах, так и в области верхнего баса (upper bass) – и в этом случае фильтр верхних частот может оказаться слишком экстремальным. При использовании эквалайзера существует эффект типа «инь и янь»: вырезая полочным эквалайзером низкие частоты, мы можем создать ощущение более четких и ярких средних и высоких частот.

Эффект типа «инь и янь»

Шаг 6: Используем low-shelve

Вашему миксу может потребоваться дополнительный объём и глубина. В этом случае вам поможет усиление частот с помощью низкочастотного полочного эквалайзера (low-shelve). Можно поэкспериментировать с подъёмом низких частот и одновременного среза в области нижней середины: провал частот перед подъемом (или подъем частот перед провалом) часто более приятны для уха (см. также шаг 3).

Усиление частот с помощью низкочастотного полочного эквалайзера

Шаг 7: Задействуем high-shelve

Если вашему миксу нужно больше яркости и воздуха то первое, что вы можете попробовать, – это усиление верхних частот с помощью высокочастотного полочного эквалайзера (high-shelve). Округлые, пологие срезы часто хорошо работают на плотных миксах, но если это приводит к чрезмерной резкости, вы можете попробовать использовать более крутой подъём, чтобы избежать усиления верхней середины, или добавить срез чуть ниже (до поднятия ВЧ).

Усиление верхних частот с помощью высокочастотного полочного эквалайзера

Шаг 8: Далее по спектру

Установите в области 20 кГц колоколообразный фильтр (bell) и усильте эту область частот, затем настройте Q (добротность) таким образом, чтобы часть подъема распространялась на верхнюю середину. Это способ более натурального подъёма ВЧ. Вы также можете срезать больше верхних частот при условии, что вы хотите более винтажное звучание микса.

Установите в области 20 кГц колоколообразный фильтр

Шаг 9: Мягкое усиление 6 кГц

Иногда желаемая яркость находится не в самой верхней октаве вашего микса, а немного ниже. Мягкое усиление частоты около 6 кГц может помочь создать четкость и эффект присутствия, не усиливая шипящие и не делая звучание тарелок слишком раздражающим. Объедините это с мягким вырезом в области ВЧ, чтобы добиться эффекта винтажного тепла.

Мягкое усиление частоты около 6 кГц может помочь создать четкость

Переведено и адаптировано: Карпова Наталия.

Источник: musicradar.com


Запишитесь к Наталье Карповой на курс “Основы сведения музыки” или “Профессиональный мастеринг”

Индивидуально:
Цена курса: 30 тыс. руб.
Длительность:  5 недель, 10 занятий по 1,5 часа. 
Расписание: индивидуальное для Вас.

  1. Максимальный КПД.
  2. Индивидуальный подход.
  3. Максимальная ориентировка на Результат.

В группе (3-4 человека):
Цена курса: 17 тыс. руб.
Длительность: 5 недель, 10 занятий по 1,5 часа. 
Расписание: удобное для группы.

Запишитесь на пробный урок
(полноценный 1-й урок курса):

+7 (499) 39-444-87

Принимаем звонки с 9-00 до 21-00.

Или заполните заявку ниже:

Пробный урок

Подарок каждому студенту – журнал о music production “Future Music”

Журнал о музыке Future Stereo


Все наши основные курсы

Комментировать
Ученики Stereoschool.ru пишут Альбомы и выпускают их на Лэйблах!Stereoschool с мастер-классом на выставке NAMM MusikMesse Russia!

Оставьте свой комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *